Игровое расстройство вошло в официальный список болезней ВОЗ

Технологии быстро меняют окружающий мир и общество, принося как плюсы, так и минусы. Ещё в 2017 году мы писали, что слишком сильное увлечение видеоиграми будет официально признано психическим расстройством. Теперь Всемирная организация здравоохранения приняла пересмотренную Международную статистическую классификацию болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-11), которая отныне впервые включает «игровое расстройство», которое считается болезненной зависимостью.

«Игровое расстройство» в МКБ-11 перечислено после «Расстройство игромании», и почти дословно повторяет описание последнего, только «азартные игры» заменены на «компьютерные игры». «Расстройство игромании» ранее описывалось как «патологические азартные игры» в классификации МКБ-10, которую ВОЗ ратифицировала в 1990 году. Текст МКБ-11 был завершён год назад. А теперь, на 72-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения, она была официально принята. Редакция вступит в силу 1 января 2022 года.

МКБ — это система классификации болезней и расстройств в целях эпидемиологических исследований, управления здравоохранением, информирования, а также клинического лечения. В нем есть глава, посвящённая психическим, поведенческим или нервно-психическим расстройствам, в которой и упоминается игровая зависимость. Согласно описанию, недуг характеризуется моделью постоянного или повторяющегося игрового поведения (в отношении «цифровых игр» или «видеоигр»), которое может проявляться в онлайне (то есть через Интернет) или в офлайне.

Страдающие этим расстройством могут отличаться плохим контролем над игровым временем, ростом приоритета игр до такой степени, при которой цифровые развлечения получают приоритет над другими жизненными интересами и повседневной деятельностью. Наконец, люди могут продолжать погружаться в игры или даже усиливать к ним внимание, несмотря на возникновение различных негативных последствий.

Многомиллиардная игровая индустрия не могла не отреагировать на данное решение. В совместном заявлении представителей индустрии Европейского Союза и семи других стран содержится призыв к ВОЗ пересмотреть решение о включении игрового расстройства в МКБ-11.

«ВОЗ является уважаемой организацией, и её руководство должно основываться на регулярных, содержательных и прозрачных исследованиях, проводимых независимыми экспертами, — говорится в заявлении. — «Игровое расстройство» не основано на достаточно убедительных доказательствах, которые бы могли оправдать его включение в один из наиболее важных нормотворческих инструментов ВОЗ».

Когда в прошлом году ВОЗ доработала текст МКБ-11, Ассоциация развлекательного программного обеспечения выступила против включения в список болезней «игрового расстройства», заявив, что подобный шаг весьма опрометчив и по сути отвлекает внимание от реальных проблем психического здоровья людей, таких как депрессия или социальное тревожное расстройство.

В прошлом году специалисты по психическому здоровью в беседе с журналистами издания Polygon раскритиковали включение «игрового расстройства» в официальный список болезней, назвав решение «поспешным», а диагноз неверным. Один из них утверждал, что азиатские государства-члены ВОЗ оказали давление на организацию, добавив в классификацию «игровое расстройство»: дело в том, что Китай и Южная Корея уже официально борются с игровой зависимостью людей на законодательном уровне. В свою очередь, ВОЗ отрицает, что политическое давление повлияло на утверждённый текст.

Стоит отметить, что МКБ не является законом и не имеет юридической силы. Но она очень сильно влияет на то, как профессионалы и политики подходят к вопросу, предлагают способы лечения или новые варианты регулирования общественного здравоохранения. Влияние МКБ-11 люди вполне могут ощутить на себе. Например, многие психологи сталкиваются с тем, что родители считают чрезмерное увлечение своих чад играми какой-то отдельной болезнью, и действия ВОЗ могут подкрепить их страхи и подвигнуть к неверным действиям.

Компьютерные игры, при разумном подходе, приносят пользу: некоторые жанры способны развивать память, тактическое мышление, улучшить скорость реакции и внимательность, не говоря уже о повышении настроения и возможности расслабиться. Согласно одному из исследований, 3D-платформеры способны защитить от болезни Альцгеймера: увлечение этим жанром в возрасте старше 55 лет приводит к росту количества серого вещества в гиппокампе. Главное, как и с любой другой активностью, — соблюдать меру.

Источник:

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *