Российские интернет-магазины выступили против обязательной установки приложений маркетплейсов на новые смартфоны

Представители российской ассоциации АКИТ, объединяющей компании, формирующие более 60 % объёма торговли в интернете, раскритиковали новое постановление правительства, согласно которому производителей могут обязать устанавливать на смартфоны и другую электронику приложения одного или более маркетплейсов.

В России уже действует закон, предписывающий обязательную установку приложений российских разработчиков, и теперь появились данные о предлагаемых Минцифры поправках. В перечень обязательной предпродажной установки ПО могут добавить новые приложения, в том числе — онлайн-магазин (маркетплейс). Известно, что программное обеспечение будет выбираться Минцифры по принципу популярности на основе ежегодного внутриминистерского рейтинга.

Такие нововведения не могли оставить равнодушными представителей сферы интернет-торговли. По их словам, это негативно повлияет на здоровую конкуренцию. АКИТ уже направила в правительство обращение с жалобой на возможные нововведения. «Проект постановления противоречит базовым принципам конкуренции, поскольку создаёт искусственные преференции отдельному игроку», — заявили в АКИТ.

Согласно планам Минцифры предусмотрена обязательная установка приложения единственной компании (двух, если разница в числе пользователей сопоставимых мобильных приложений не превышает 5 %).

В АКИТ считают, что подобная практика не решит ключевую задачу поддержки российского бизнеса в борьбе с иностранными конкурентами. Доля зарубежных компаний на рынке России не превышает 14 %, причём приложения зарубежных маркетплейсов устанавливаются производителями электроники на платной основе.

Как заявляется в письме АКИТ, «предустановка фактически является финансовой мерой поддержки на маркетинговые расходы для конкретного хозяйствующего субъекта», — говорится в письме. При этом установка ПО одного или двух маркетплейсов сведёт на нет усилия других магазинов по повышению качества сервиса и развитию инфраструктуры.

Представители ассоциации отмечают, что даже действующий закон привёл к «искажению конкуренции» на рынке онлайн-торговли, поскольку компании, добившиеся права на обязательную установку своего ПО, по сути предоставляют «суперприложения» с функциональностью сразу в нескольких сегментах рынка, получая необоснованные преимущества. Новые правила только усугубят ситуацию.

По словам президента АКИТ Артёма Соколова, ассоциация не поддерживает подход с выделением отдельных игроков. По его мнению, сейчас в стране сложился высококонкурентный рынок качественных сервисов. Компании задействуют программы лояльности, соревнуются в скорости доставки и географии покрытия и решать, кого выбрать, должен только клиент, а не государство.

Как заявили представители нескольких крупных игроков российской интернет-торговли, подобные меры обесценивают инвестиции в развитие высококонкурентного рынка, а наличие в новых гаджетах предустановленного приложения одной компании в текущем году «автоматически обеспечит его лидерство по установленным критериям выбора и в следующем году».

При этом нашлись и сторонники инициативы. Портал РБК процитировал представителя Wildberries: «на различных этапах согласования инициативу блокируют участники с выраженным конфликтом интересов, которые или не хотят участвовать в открытом конкурсе из-за страха поражения, или же не могут из-за иностранных владельцев бизнеса».

Источник:

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *