Physical Address
304 North Cardinal St.
Dorchester Center, MA 02124
Physical Address
304 North Cardinal St.
Dorchester Center, MA 02124
Компания «Новые облачные технологии» (НОТ), ответственная за разработку программного пакета «МойОфис» — российского аналога Microsoft Office, — сообщила о снижении выручки в 2023 году на 44 % и чистом убытке. Неудачу связывают со снижением темпов импортозамещения и тем, что зарубежные решения остаются доступными.
Выручка НОТ в 2023 году упала на 43,8 % по сравнению с 2022 годом и составила 1,9 млрд руб.; компания завершила год с чистым убытком в 5,2 млрд руб., а годом ранее она показала прибыль 386,5 млн руб. В 2022 году НОТ удалось увеличить выручку на 295 % до 3,3 млрд и получить чистую прибыль, хотя несколько лет до этого компания оставалась убыточной. Разработчик офисных решений был основан в 2013 году. В 2019 году 29,5 % его акций купила «Лаборатория Касперского», год спустя она увеличила свою долю до 47 %, а в начале 2022 года — уже до 61,05 %. В марте 2024 года у НОТ было 11,1 тыс. корпоративных клиентов, включая «Росатом», ВТБ, Росгвардию, «Почту России», «Аэрофлот», РЖД, Управление делами президента, ФГБУ ИАЦ «Судебного департамента» и Минцифры.
Одной из причин финансовой неудачи в компании назвали снижение темпов импортозамещения в сфере ПО: в 2022 году компания фиксировала значительный рост, а в 2023 году продажи рухнули на 18,1 % — ниже прогнозных значений. При этом по итогам I квартала 2024 года продажи лицензий «МойОфис» выросли на 126 % по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, был отмечен рост среднего чека в сделках, а также двузначный рост в числе средних и мелких сделок. Ещё одной причиной слабых результатов в НОТ назвали деятельность зарубежных поставщиков ПО, включая Microsoft: формально они ушли с российского рынка, но оставили некоторые возможности продолжать работать со своими продуктами и продлевать лицензии — возможно, ситуация изменится с отключением облачных сервисов, о котором Microsoft недавно предупредила российских корпоративных клиентов. Сыграл фактор больших контрактов: крупные российские заказчики закупились трёхлетними лицензиями, которые не нужно продлевать каждый год.
Дмитрий Комиссаров, основатель НОТ, который до 2022 года возглавлял компанию, а сейчас сохраняет статус миноритарного акционера, ещё в начале 2023 года предупредил о вероятной потере части клиентов и снижении оборота до 2 млрд руб., сообщил он РБК, но соответствующие меры приняты не были, а расходы выросли с 3 млрд до 7 млрд руб. В целом на рынке офисного ПО в России спада не наблюдается: работающая в том же сегменте компания «Р7» в I квартале 2024 года нарастила продажи годовых подписок на 52 % в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
За девять месяцев 2023 года объём госзакупок ПО и услуг по разработке и тестированию ПО (госзакупки регулируются ФЗ №44) уменьшился на 6,1 % до 98,81 млрд руб., подсчитали аналитики «ТЭК-Торг»; но в единицах госзакупки ПО выросли на 6,2 % до 20,1 тыс., добавили в Right line. Более того, в 2023 году в классе «Офисные пакеты» закупки ПО для госкомпаний, государственных и муниципальных нужд выросли в 2,36 раза относительно 2022 года, выяснили в АНО «Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий».
НОТ ориентирована на крупных заказчиков, многие из них уже перешли на российские продукты, говорят опрошенные РБК эксперты. Сейчас в сегменте облачных решений наблюдается высокая конкуренция, потребители продолжают пользоваться западными решениями через облако, а в ближайшее время ожидается сдвиг в направлении импортозамещения. Пока в сегменте офисного ПО доля серого импорта почти на порядок выше, чем в информационной безопасности, но многие заказчики перенесли переход на отечественные продукты на 2024 год. НОТ же начала диверсифицировать каналы продаж, сообщил представитель «Ред Софт»: «Мы знаем, что коллеги значительно усилили своё присутствие в партнерском канале и активно работают с регионами. По нашей оценке, стоит ожидать позитивной динамики в 2024 году».
Источник: