Physical Address
304 North Cardinal St.
Dorchester Center, MA 02124
Physical Address
304 North Cardinal St.
Dorchester Center, MA 02124
Новое исследование, проведённое командой исследователей, возглавляемой Никласом Брауном (Niclas Braun) из Боннского университета, установило — виртуальная реальность (VR) может влиять на восприятие действительности: вызывать деперсонализацию и дереализацию.
Источник изображения: Pexels/pixabay.com
Учёные решили установить, влияет ли использование VR-технологий на восприятие реального мира. Решение о проведении исследований было принято после мониторинга постов в Сети. Выяснилось, что многие пользователи жаловались на диссоциативные и иные симптомы после использования VR-оборудования.
Для проведения исследования привлекли 80 участников, у которых ранее не регистрировалось психиатрических и/или неврологических расстройств. Им предложили сыграть в The Elder Scrolls V: Skyrim с использованием VR-гарнитуры, либо просто на компьютере с обычным монитором. Участники приняли участие в тестировании в соответствии с немецкой версией Кембриджской шкалы деперсонализации (CDS) непосредственно перед игрой, немедленно после игры, через день после игры и через неделю после игры. Дополнительно пользователи проводили самостоятельную оценку здоровья и по другим параметрам после окончания игры.
Браун и его коллеги установили, что чувства деперсонализации и дереализации, как правило, были сильнее сразу после окончания игрового процесса среди обеих групп, проходивших тестирование. Тем не менее, симптомы были ярче выражены у тех, кто играл в Skyrim с помощью VR-гарнитуры. Также выяснилось, что мир Skyrim тоже воспринимался более реалистичным теми, кто использовал VR — в сравнении с теми, кто играл на обычном ПК.
Источник изображения: Bethesda
По данным Брауна, исследование показало, что хотя полчаса в виртуальной реальности могут вызвать лёгкие симптомы деперсонализации и дереализации, результаты не имеют большого клинического значения, поскольку симптомы проявляются только непосредственно после использования VR. Тем не менее учёный отметил, что пока неизвестно, ведёт ли использование VR-технологий к появлению симптомов в долгосрочной перспективе и в какой степени долговременное пребывание в виртуальной реальности ведёт к интенсификации или ослаблению симптомов деперсонализации и дереализации.
Остались без ответа множество вопросов. Например, пока для тестирования использовалась лишь одна игра, и в какой степени симптомы проявятся в других играх или рабочих виртуальных средах, пока неизвестно. Кроме того, пока исследования производились только на здоровых участниках, как скажется испытание VR на пациентах из групп риска с паническими или посттравматическими стрессовыми расстройствами (ПТСР), пока неизвестно.
Источник: