Япония, Южная Корея и Австралия ужесточат регулирование техногигантов

Япония, Южная Корея и Австралия решили ужесточить законодательство, чтобы ограничить рыночное доминирование крупных технологических компаний. Меры, во многом повторяющие действия ЕС и США, напрямую коснутся деятельности Apple и Google, пишет Financial Times.

Источник изображения: Laurenz Heymann / unsplash.com

Кабинет премьер-министра Японии Фумио Кисиды (Fumio Kishida) недавно утвердил новый законопроект, направленный на то, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны доминирующих в области мобильного ПО онлайн-платформ, которые стремятся предотвратить проникновение на рынок новых конкурентов. Документ представляет собой более узкую версию всеобъемлющего европейского «Закона о цифровых рынках» (DMA) и направлен на то, чтобы обеспечить потребителям наличие выбора — например, он упрощает потребителям смену мобильной ОС и позволяет загружать приложения из любых источников. Южная Корея намеревается принять закон для регулирования онлайн-платформ — он затронет всех игроков от сфер электронной коммерции и потоковых служб до социальных сетей. Австралийские регуляторы настаивают на расширении полномочий в области контроля цифровых платежей.

Представители технологической отрасли заявляют, что распространение мер жёсткого регулирования из Европы и США на крупнейшие рынки Азии грозит серьёзными проблемами для техногигантов. Новые европейские нормы вынудили Apple пересмотреть основы работы своей закрытой мобильной ОС: пользователи впервые получили возможность загружать приложения из альтернативных источников, изменилась схема сбора выплат с разработчиков. В США производителя iPhone обвинили в монополизации рынка, злоупотреблении доминирующим положением, подавлении конкурентов и ограничении выбора для пользователей. В разработанном японской Комиссией по справедливой торговле законе конкретные компании не указываются, но он явно направлен на устранении дуополии Apple и Google — их iOS и Android контролируют почти весь рынок мобильных ОС в стране.

Источник изображения: Roméo A. / unsplash.com

Apple прилагает немалые усилия, чтобы заблокировать принятие закона, но, как утверждают собеседники Financial Times, сфера его действия была намеренно сужена, чтобы избежать задержек с его принятием — в силу он может вступить в конце будущего года. Закон позволит японским регуляторам налагать на компании огромные штрафы в размере до 20 % их годового оборота в стране — повторные нарушения грозят штрафами до 30 %. В прошлом году доход Apple в Японии составил $24 млрд. Японскую законодательную инициативу в компании комментировать отказались, но заявили, что изменения iOS носили ограниченный характер «в Евросоюзе, поскольку мы обеспокоены их влиянием на конфиденциальность и безопасность работы для наших пользователей». В Google же подчеркнули что компания «активно взаимодействует» с властями, пытаясь донести до них своё видение ситуации. Ранее поисковый гигант объяснил размер взимаемой с разработчиков комиссии необходимостью обеспечения мер безопасности для магазина «Play Маркет».

Регулирующие органы по всему миру расширяют свои полномочия, но сами отраслевые игроки скептически относятся к тому, смогут ли новые нормы действительно возыметь желаемый эффект и расширить конкуренцию на цифровом рынке. Невысоко оценивается и вероятность фактического применения штрафных санкций в отношении крупных технологических компаний — ранее им удавалось договориться с японскими регуляторами напрямую.

Источник изображения: Daniel Bernard / unsplash.com

В Южной Корее регуляторы до сих пор пытаются обеспечить соблюдение техногигантами «Закона о телекоммуникациях» от 2021 года, призванного лишить Google и Apple контроля над платежами в приложениях — документ вынудил их снизить комиссии за транзакции и предложить сторонние варианты оплаты. Это был первый такой закон во всём мире, и его активно поддержали Match (владеет Tinder), Spotify и Epic Games. В октябре Корейская комиссия по коммуникациям (KCC) пригрозила Apple и Google штрафами за его нарушение — корейские разработчики заявили, что компании продолжают взимать комиссии. Обе компании отвергли обвинения.

В стране также планируют принять более широкий закон, своего рода аналог европейского DMA — он не позволит крупным игрокам давать преференции собственным продуктам и не даст им ограничивать партнёров, стремящихся предлагать продукты на других площадках или по более низким ценам. Картина в Южной Корее осложняется тем фактом, что во многих онлайн-сферах здесь доминируют местные игроки: Naver, Kakao и лидер сектора электронной коммерции Coupang.

Источник изображения: Rebecca Lintz / pixabay.com

Австралия также стала пионером в сфере регулирования технологического сектора, внеся законопроект, направленный на борьбу с уклонением от уплаты налогов транснациональными компаниями, на усиление мер безопасности в интернете, а также на финансовую поддержку новостных издателей технологическими компаниями. В последние месяцы Канберра предприняла шаги по ужесточению нормативного контроля в отношении цифровых платежей и усилению существующих мер, которым технологическое компании сопротивляются.

В этом году ожидается принятие закона, который наложит дополнительные обязательства на операторов соцсетей, банки и телекоммуникационные компании в рамках борьбы с мошенниками. В перспективе будет рассматриваться вопрос об ответственности администраций соцсетей за рекламу на платформах; а в сфере цифровых платежей законодателей беспокоит тот факт, что банки подлежат регулированию, а деятельность предлагающих аналогичные услуги Apple и Google не контролируется.

Источник:

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *