Google помогает полиции США в поиске потенциальных преступников, когда других улик уже не остаётся

13 апреля американская ежедневная газета The New York Times опубликовала на своём сайте статью, рассказывающую о том, как полиция США обращается к Google для помощи в расследовании тех преступлений, где у следователей не остаётся других методов поиска свидетелей и подозреваемых.

Хорхе Молин в Гудиере, штат Аризона, США. Детективы арестовали его в прошлом году в ходе расследования убийства после запроса данных о находящихся поблизости с местом преступления мобильных устройствах в Google. Когда появилась новая информация, его освободили, сняв все обвинения. Фото: Алекс Уэлш для Нью-Йорк Таймс

Статья рассказывает об истории Хорхе Молина — простого кладовщика, обвинённого в убийстве, совершённом в декабре 2018 в пригороде Финикса, столицы и крупнейшего города штата Аризона, США. Основанием для ареста послужили данные, полученные от Google, о том, что телефон Хорхе находился в локации совершенного преступления, а также запись видеокамеры с машиной предполагаемого киллера — белой Хондой, такой же, как и у Хорхе, при этом автомобильных номеров и водителя на записи различить было невозможно.

Джозеф Найт — жертва стрельбы в Аризоне. Полиция публично так и не раскрыла вероятный мотив его убийства. Фото: Семья Найта для Нью-Йорк Таймс

После ареста Молин сообщил офицерам, что Маркос Гаэта, бывший парень его матери, иногда брал его машину. «Таймс» обнаружила документ, свидетельствующий о том, что 38-летний Маркос управлял этой машиной без лицензии. Гаэта также имел длительную судимость в прошлом. В то время как Хорхе находился в тюрьме, его подруга рассказала его общественному защитнику — Джеку Литваку, что она была с Молином в его доме во время стрельбы, также они предоставили тексты и квитанции Uber для его алиби. Дом Хорхе, где он живет со своей матерью и тремя братьями и сёстрами, находится примерно в двух милях от места убийства. Литвак сообщил, что его расследование также показало, что Молин иногда заходил на телефоны других людей, чтобы проверить свою учётную запись Google. Это могло привести к тому, что для Google он находился бы сразу в нескольких местах, хотя неизвестно, произошло ли это в данном случае. После того, как Хорхе Молин провёл в тюрьме почти неделю, он был освобожден, в то время как полиция арестовала Маркоса Гаэта. Хорхе рассказал, что за время ареста он потерял работу, и, скорее всего, ему потребуется длительное время для морального восстановления.

Данные о геолокации, которые послужили основанием для ареста Хорхе, были добыты полицией Аризоны после получения ордера из местного суда, обязывающего Google предоставить информацию обо всех устройствах, которые находились рядом с местом совершённого преступления в указанное время. Для подобных запросов используется огромная база данных Google, которую называют Sensorvault, превращающую бизнес по отслеживанию местоположения пользователей мобильных телефонов в рекламных целях в удобный инструмент для правоохранительных органов. В эпоху повсеместного сбора персональных данных технологическими компаниями это всего лишь ещё один пример того, как личная информация — куда вы ходите, кто ваши друзья, что вы читаете, едите и смотрите, и когда вы это делаете — используется для целей, о которых большинство людей не могли и подумать. Поскольку вопросы конфиденциальности личной информации актуализировались среди пользователей, политиков и регулирующих органов, технические компании стали подвергаться усиленному контролю за их практикой сбора данных.

Место убийства в Авондейле, пригороде Финикса. Фото: Алекс Уэлш для Нью-Йорк Таймс

По словам сотрудников Google, история с убийством в Аризоне демонстрирует как перспективы, так и опасности новой методики расследования, использование которой резко возросло за последние полгода. С одной стороны, это может помочь раскрыть преступления, с другой — это также может подвергнуть преследованию невинных людей. Технологические компании годами реагировали на постановления судов в отношении информации конкретных пользователей. Новые запросы идут значительно дальше, помогая в поиске возможных подозреваемых и свидетелей в отсутствие других улик. Часто, по словам сотрудников Google, компания отвечает на один ордер с запросом информации о местоположении сразу десятков и сотен устройств.

Сотрудники правоохранительных органов охарактеризовали новый метод как впечатляющий, но предупредили, что это всего лишь один из инструментов их работы. «Он не выдаёт ответ, как сообщение по телеграфу, в котором говорится, что тот парень виновен», — говорит Гари Эрнсдорф, старший прокурор в штате Вашингтон, который работал над несколькими делами, касающимися подобных ордеров. «Потенциальные подозреваемые должны быть тщательно проверены» — добавил он. «Мы не собираемся обвинять кого-либо только потому, что Google сказала, что он был рядом с местом преступления».

Гэри Эрнсдорф, прокурор штата Вашингтон, занимался несколькими делами, связанными с запросами в Google. «Мы не собираемся обвинять кого-либо только потому, что Google сказала, что он был там», — сказал он. Фото: Чона Кейсингер для Нью-Йорк Таймс

В этом году, по словам одного из сотрудников Google, компания получала 180 запросов в неделю о предоставлении данных геолокации пользователей. Google отказалась подтвердить точные цифры, но это явно иллюстрирует феномен, который защитники конфиденциальности давно называют принципом «если вы создадите это, они придут, чтобы это использовать», который означает, что всякий раз, когда технологическая компания создаёт систему, которую можно использовать для слежки, правоохранительные органы обязательно явятся с запросами на её использование. Sensorvault, по словам сотрудников Google, содержит подробные записи о местонахождении и передвижениях, включающие, по меньшей мере, сотни миллионов устройств по всему миру и датируемые почти десятилетием, так как данные не ограничены в сроке хранения.

Тем не менее официально новый метод поиска подозреваемых используется достаточно осторожно. Запросы, иногда называемые ордерами по «геолокации», определяют область поиска и период времени, которые интересуют сотрудников полиции, сам ордер требует судебного разрешения, после которого Google собирает информацию от Sensorvault обо всех устройствах, которые находились в указанном месте и времени. Компания помечает их анонимными идентификационными номерами, а детективы просматривают места и схемы передвижения устройств, чтобы определить, имеют ли они, а точнее их владельцы, какое-либо отношение к преступлению. Как только полиция определит несколько устройств, которые, по их мнению, принадлежат подозреваемым или свидетелям, то, после повторного судебного запроса, Google раскрывает имена пользователей и другую имеющуюся личную информацию. Процедура может отличаться в зависимости от штата и, например, требовать только одного обращения к судье.

Следователи, которые разговаривали с The New York Times, сообщили, что они не отправляют схожие запросы другим компаниям, кроме Google. Например, Apple заявила, что не может исполнять такие ордеры по техническим причинам. Google не предоставляет подробную информацию о Sensorvault, но Аарон Иденс, аналитик разведки из офиса шерифа в округе Сан-Матео, штат Калифорния, который изучил данные с сотен телефонов, утверждает, что большинство устройств Android и некоторые iPhone, которые он видел, регулярно отправляют данные в Google о своём местоположении.

Брайан МакКлендон, который до 2015 года руководил разработкой Google Карт и сопутствующих продуктов, поделился, что он и другие инженеры предполагали, что полиция будет запрашивать данные только по конкретным лицам. По его словам, новая методика «выглядит не иначе, как рыболовная экспедиция».

Источник:

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *