Physical Address
304 North Cardinal St.
Dorchester Center, MA 02124
Physical Address
304 North Cardinal St.
Dorchester Center, MA 02124
Несколько месяцев создатели культового сериала «Игра Престолов» (Game of Thrones) будоражили поклонников подробностями о третьем эпизоде финального сезона сериала, который, как они утверждают, стал самой масштабной и длинной битвой в истории кино. Но после того, как этот эпизод вышел в эфир, Интернет начал переполняться гневными и разочарованным отзывами фанатов. Сражение, по их мнению, получилось слишком тёмным и хаотичным, в то время как создатели утверждают, что визуальная темнота на протяжении всего эпизода была задумана. Огромное количество зрителей расстроено тем, что они не смогли должным образом увидеть, что происходит на экране.
Так что же пошло не так? Неужели создатели сериала действительно допустили беспрецедентную ошибку? Или современные технологии потокового вещания и старые телевизоры превратили чудовищно тёмное и напряжённое сражение в танец теней и артефактов?
«Долгая ночь» — одно из самых ожидаемых телевизионных событий последнего десятилетия. Эпизод стал кульминацией многолетних переплетений сюжетной линии Игры Престолов, достигших развязки в масштабной битве между армией зомби и разрозненной коалицией людей. «Долгая ночь» изначально задумывалась тёмной, и в переносном, и в буквальном смысле. Вся суть известной фразы «Зима близко» была показана в одном долгом, тёмном и мучительном сражении. Зима уже здесь, и армия мёртвых буквально принесла тьму в мир Вестероса.
Фабиан Вагнер (Fabian Wagner), кинематографист, который стоит за этим эпизодом, активно защищает свою работу с того момента, как она вышла в эфир. Вагнер утверждает, что эпизод осознанно был спроектирован в тёмных тонах, и подчёркивает: «Всё, что мы хотели, чтобы люди увидели, там присутствует».
Заявление Вагнера подразумевает, что определённая степень хаоса в сценах является частью эстетики, заложенной в эпизод. Есть определённые отрезки битвы, когда зритель и не должен ясно видеть, что происходит. Некоторые теоретики кино назвали этот приём «хаотичное кино (chaos cinema)», тип современного экшен-кинопроизводства, в котором чёткая визуальная согласованность сублимируется некой неистовой перегрузкой, созданной для того, чтобы передать ощущение подавляющей интенсивности.
Когда данный приём используется правильно, это может привести к по-настоящему захватывающим впечатлениям от динамики происходящего, но когда это не так, оно может оставить чувство разочарования в связи с непрекращающимся визуальным безумием. Учитывая, как много критики обрушилось в ответ на новый эпизод, можно предположить, что Игра Престолов неосторожно пошла по второму пути. Но как так получилось, учитывая опыт команды и бюджет проекта?
В одном из своих интервью Вагнер утверждает, что одна из проблем может скрываться на стороне зрителей, смотрящих эпизод на плохо откалиброванных телевизорах в ярко освещённых комнатах. «Большая проблема в том, что многие люди не знают, как правильно настроить свои телевизоры», — говорит Вагнер.
И в какой-то степени он, безусловно, прав. Несомненно, что команда, производящая сериал, редактировала и обрабатывала видео с использованием лучшего оборудования, в том числе, возможно, OLED-дисплеев, имеющих прекрасную яркость и контрастность. Таким образом, продуманные до мелочей тёмные визуальные эффекты, которые авторы наблюдали в пост-продакшене, могли превратиться в грязные оттенки серого для аудитории со старыми телевизорами и обычными ЖК-дисплеями.
Тем не менее, даже обладатели новых, идеально откалиброванных OLED-дисплеев, всё ещё могут испытывать разочарование от просмотра третьего эпизода Игры Престолов, так как на самом деле проблема упирается не столько в возможности экранов, сколько в пределы технологии сжатия видео и того, как видеоконтент доставляется большинству зрителей.
Все телевизионные передачи в некоторой степени сжимаются, смотрите ли вы кабельное, спутниковое или потоковое вещание через Интернет. Многие современные фильмы и телепередачи снимаются с использованием 8K-камер, а последующая постпродакшен-обработка достигает чрезвычайно высокой чёткости изображения. В тот момент, когда будет создан окончательный мастер-файл, неизбежно будет применено некоторое сжатие, в зависимости от того, каков окончательный формат видео.
Файлы в формате 2K DCP, которые воспроизводятся в кинотеатрах, в конечном итоге весят около 150 гигабайт для 90-минутного фильма. И даже это результат сжатия исходного файла, который потенциально превышал терабайт. Но когда речь идёт о мире потокового вещания, мы полагаемся на ещё более сильное сжатие. В конце концов, не так много людей обладают достаточно широким интернет-каналом, чтобы загружать гигабайты в минуту без постоянной буферизации.
По большей части технология потокового сжатия работает очень хорошо. Например, последний потрясающий документальный фильм о природе Дэвида Аттенборо (David Attenborough) «Our Planet», сделанный совместно с Netflix, выглядит просто великолепно и, вероятно, сжат всего до нескольких гигабайт. Одной из самых больших проблем, которую технологии сжатия до сих пор не могут решить, является точное кодирование тёмных или плохо освещённых кадров. Незначительные изменения в цветовой тональности играют в них значительную роль, и чем больше изображение сжимается, тем больше нюансов градиентов затирается, что приводит к артефактам, часто называемым цветовой полосой.
«Длинная ночь» представляет собой идеальный шторм всевозможных визуальных эффектов, наименее подходящих для сжатия. Когда серовато-синий туман пронизывает тёмное поле битвы, картина просто превращается в бессвязный двухцветный беспорядок. В несжатом до пост-продакшена варианте сцена, вполне возможно, была невероятной и запоминающийся, но для большинства зрителей, наблюдающих её из дома, это было недоступно.
В своём заявлении HBO (Home Box Office) утверждает, что никаких проблем на любой из его платформ, с которых шла трансляция нового эпизода, не было. Это означает, что эпизод транслировался без каких-либо неполадок. С другой стороны, Джеймс Уиллкокс (James Willcox) из издания Consumer Reports, похоже, категорически с этим не согласен. Уиллкокс отмечает, что качество видео при потоковой передаче эпизода через Интернет было ужасным, и качество всё ещё оставляло желать лучшего даже в трансляциях через кабельные и спутниковые платформы. Он предполагает, что фундаментальная проблема возникла в тот момент, когда эпизод кодировался или сжимался.
«Так что либо HBO испортили эпизод на этапе кодирования, либо не хватает пропускной способности для передачи эпизода без потери битовой детализации на тёмных изображениях», — говорит Уилкокс в комментарии для портала Motherboard. «Вы не особо замечаете это в ярких сценах. Я смог посмотреть эпизод на OLED-телевизоре, который лучше справляется с черным, и даже на нём проблема остается. Это не телевизионная технология».
Похоже, что Игра Престолов бросила настоящий вызов существующим технологиям. Съёмочная группа, безусловно, сделала смелый творческий выбор, сняв эту грандиозную битву в темноте, и эпизод не вышел бы в эфир, если бы она не была удовлетворена результатом своей работы. Но из-за неожиданных ограничений наших нынешних технологий вещания и потоковой передачи этот эпизод в конечном итоге оставил множество поклонников разочарованными и неудовлетворёнными. Теперь фанатам сериала остаётся ждать выхода эпизода в Blu-Ray качестве в надежде увидеть этот захватывающий эпизод в том виде, как его и задумали. Возможно, это также повод задуматься, что эра Blu-Ray дисков ещё не подошла к своему логическому закату, так как лучшего решения проблем со сжатием пока ещё просто не придумано.
Источник: