Physical Address
304 North Cardinal St.
Dorchester Center, MA 02124
Physical Address
304 North Cardinal St.
Dorchester Center, MA 02124
Google платит миллиарды долларов за то, чтобы её поисковая система использовалась по умолчанию в браузерах и смартфонах — тем самым компания подпитывает монопольную позицию, увеличивающую её доходы и одновременно затрудняющую её потенциальным конкурентам выход на поисковый рынок. Такую позицию будет отстаивать американское правительство в начавшейся накануне антимонопольной тяжбе, которая обещает стать крупнейшей в технологической отрасли за десятилетия.
Слушания в Окружном суде Вашингтона продлятся десять недель; с одной стороны выступают представители Минюста США и коалиция генпрокуроров штатов, с другой — компания Google. По версии стороны обвинения, Google сохраняет свою долю на рынке веб-поиска за счёт создания высоких барьеров для входа и системы обратной связи. В Google возражают, что успех компании обусловлен исключительно выбором потребителей — и только поэтому производители телефонов устанавливают её поисковую службу по умолчанию в рамках соглашений по разделению доходов.
В ходе своих вступительных заявлений стороны в общих чертах обозначили позиции, которых будут придерживаться в ходе процесса. Судья выделил представителям Минюста около четырёх недель на изложение своей позиции; затем это сделает коалиция генеральных прокуроров штатов во главе с генпрокурором Колорадо; после чего будет заслушана позиция Google.
Представитель Минюста привёл серию внутренних документов главного экономиста Google Хэла Варяна (Hal Varian), включая датируемую 2003 годом записку «Мысли о Google против Microsoft», в которой он, в частности, упомянул входные барьеры. В суде он, однако, подчеркнул, что лучшим входным барьером является качественный продукт. По версии Минюста, Google принадлежит 89 % рынка поиска общего назначения — сервис компании используется потребителями при «входе в интернет», и это отличает его от специализированных поисковых систем. И альтернатив поисковым службам общего назначения попросту нет.
Доминирующее положение Google удерживает за счёт замкнутой монопольной схемы с обратной связью — она укрепляет её позиции на рынке и затрудняет вход для конкурентов. Компания платит за установку её системы в качестве опции по умолчанию, за счёт чего получает больше поисковых запросов — с ростом их числа компания накапливает данные, благодаря которым она улучшает качество поиска и зарабатывает больше денег. И это даёт Google ещё больше ресурсов для оплаты статуса поисковой системы по умолчанию. По версии Минюста, компания осознаёт ценность этой опции и платит за неё $10 млрд в год. Кроме того, Google предприняла шаги для ограничения возможностей Apple по разработке конкурирующих продуктов, а ведь Apple располагает необходимыми для этого ресурсами.
Ещё одним рычагом давления на партнёров Google является магазин приложений Play Store, который производители Android-смартфонов считают необходимым. Но единственный способ получить к нему доступ — заключить эксклюзивное соглашение о разделении доходов. Представители обвинения также заявили, что Google предприняла шаги для сдерживания Microsoft на рынке онлайн-рекламы, и напомнили, что поисковый гигант скрывает доказательства своей противозаконной деятельности, в частности, регулярно удаляя историю переписки во внутреннем корпоративном мессенджере, что было подтверждено судебным решением.
Представитель Google Джон Шмидтляйн (John Schmidtlein) заявил, что популярность поисковой службы компании обусловлена непрерывным совершенствованием продукта, а не попытками помешать конкурентам. Сравнение судебного разбирательства с делом Microsoft в девяностые годы, по его мнению, несостоятельно: Microsoft вынуждала пользователей предустанавливать её браузер в комплекте Windows, а Google борется за статус поисковой службы как опции по умолчанию. Microsoft уже не одно десятилетие пытается укрепить свои позиции в поиске, но не инвестирует в него и не внедряет инноваций. На рынке онлайн-рекламы Google уже тестирует универсальный инструмент подбора объявлений, совместимый с платформой Microsoft. А лучшим показателем эффективности рекламы являются действия рекламодателей — их мотивирует возвращение своих вложений, а с невыгодной платформы они в любом случае уйдут.
Установка Google в качестве поиска по умолчанию в браузерах и на мобильных устройствах выгодна в первую очередь самим разработчикам и производителям. Mozilla в 2014 году отказалась от Google в пользу Yahoo!, но уже через три года разорвала пятилетнее соглашение и вернулась к Google. Apple также заявляла, что присутствие Google в качестве поиска по умолчанию на её устройствах обеспечивает их владельцам «лучший опыт». А разделение доходов Google с производителями Android-смартфонов помогает последним повышать качество продукции, усиливая тем самым их позиции в конкурентной борьбе с Apple, отметил представитель Google.
Источник: