С пользователей «бесплатных» сервисов Facebook в развивающихся странах всё равно взимаются деньги

Согласно оказавшимся в распоряжении издания Wall Street Journal (WSJ) документам, многие из пользователей так называемых бесплатных сервисов Facebook в развивающихся странах вынуждены частично их оплачивать. Совокупные выплаты по данным программам достигают нескольких миллионов долларов в месяц, и компании об этом известно: причиной проблем объявлены «программные сбои».

Источник изображения: Gerd Altmann / pixabay.com

Для расширения базы пользователей в развивающихся странах вроде Пакистана, Индонезии и Филиппин социальная сеть Facebook предлагает ограниченный доступ к платформе и ряду других сайтов без тарификации в мобильных сетях местных операторов — проще говоря, бесплатно. Однако из-за некоторых проблем с ПО, о которых компания была осведомлена с самого начала, часть этих данных всё равно «утекает» в тарифицируемую зону, а абоненты мобильных сетей узнают об этом только после того, как деньги на лицевом счёте у оператора заканчиваются. По состоянию на июль 2021 года масштаб проблемы достиг $7,8 млн ежемесячно в совокупном выражении по сравнению с $1,3 млн годом ранее. Соответствующие документы в распоряжении WSJ не имеют отношения к бывшей сотруднице и информатору Фрэнсис Хауген (Frances Haugen), подчёркивает издание.

Компания обозначила проблему как «утечку» — данные бесплатных приложений «утекают» в платные услуги. По версии некоторых сотрудников компании, инцидент негативно сказывается на её репутации и наносит ущерб прозрачности её деятельности. Как заявил представитель компании Meta (владеет Facebook), от пользователей действительно поступают жалобы подобного рода, и по таким сообщениям проводятся расследования. Сейчас подобные сервисы в партнёрстве с операторами связи уже обозначаются как «текстовые», а метка «Бесплатный режим» встречается всё реже. По версии представителя компании, пользователи приложения в «бесплатном режиме» уведомляются, что, например, за просмотр видео взимается плата — соответствующие сообщения должны появляться при каждой попытке запустить ролик, но эта функция срабатывает не всегда. И Facebook уже работает над устранением проблемы. Сотрудник Meta также подчеркнул, что, по оценкам компании, масштаб проблемы исчисляется суммой чуть более $3 млн в месяц, и эта сумма рассчитывается не по данным операторского биллинга.

Источник изображения: Amílcar Vanden-Bouch / pixabay.com

Рост аудитории пользователей Facebook в так называемом «цивилизованном» мире уже остановился, и почти все новые пользователи платформы за последние годы живут в развивающихся странах. Для компании основными факторами роста стали аудитории небогатых, но густонаселённых стран: Индонезии, Бангладеш, Филиппин, Бразилии и африканских регионов к югу от Сахары. В борьбе за эту аудиторию компания проводит интернет-кабели, организует сети Wi-Fi, а также заключает соглашения с местными операторами связи — последние предлагают тарифы с бесплатным трафиком при работе с облегчёнными версиями платформы. Сотрудничество с операторами, согласно собственным августовским прогнозам Facebook, во второй половине года должно было приносить до 10,6 млн пользователей ежемесячно.

В качестве примера издание приводит историю 35-летнего пакистанского учителя Зафара Икбаля (Zafar Iqbal). Он подсчитал, что ежемесячно платит за мобильный трафик от 500 до 600 рупий (около $3), из которых примерно 100 рупий приходятся на «бесплатное» приложение Facebook. С учётом того, что его зарплата составляет около $175, такие расходы оказываются значительными. По собственным оценкам Facebook, «бесплатные» сервисы компании в сетях оператора Telenor Pakistan, услугами которого пользуется господин Икбаль, обходятся абонентам в $14 736,96 ежедневно. По всем операторам в стране данный показатель достигает $1,9 млн в месяц. Во внутренних документах соцсети корнем проблемы называется видеоконтент — в 83 % случаев пользователи переплачивают именно из-за него.

Meta зачастую подвергается критике за некоторые особенности работы сервисов компании в развивающихся странах. В 2016 году одна из программ компании оказалась под запретом в Индии из-за нарушения принципов сетевого нейтралитета: регулятор заявил, что весь трафик должен обрабатываться одинаково, и ни одному из сервисов не должны предоставляться преференции. Глава компании Марк Цукерберг (Mark Zuckerberg) за год до этого опубликовал в местных газетах заявление, где, в частности, отметил, что «если нет возможности платить за связь, то хоть какой-то доступ и голосовые услуги лучше, чем вообще никаких».

Источник:

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *