Московский суд признал законным использование системами видеонаблюдения технологии распознавания лиц

Савеловский районный суд г. Москвы вынес решение по иску москвички Алёны Поповой, требовавшей признать незаконным применение технологии распознавания лиц в системе видеонаблюдения.

2020 Vision Systems

В иске Поповой утверждается, что обработка биометрии, полученной с помощью систем видеонаблюдения, без письменного согласия человека нарушает закон о персональных данных, а также право на частную жизнь. Обработка данных без письменного согласия человека допускается только в случаях, описанных в законах об обороне, о безопасности и о противодействии терроризму.

В свою очередь, суд указал, что система видеонаблюдения использует технологии распознавания лиц, но не позволяет установить личность человека. Система лишь сравнивает изображение, поступающее с видеокамер, с фотографией, предоставленной правоохранительными органами. Алгоритмы позволяют выявить совпадение лишь с определённой долей вероятности (65 %), и персональные данные в Департамент информационных технологий (ДИТ) города Москвы не передаются.

Отсюда следует вывод, что видеоизображения не могут считаться биометрическими персональными данными и на их обработку письменное согласие человека не требуется.

Как пояснил суд, полиция имеет полное право обрабатывать данные о гражданах и вносить полученную информацию в банки данных. Сотрудники МВД используют доступ к Единому центру хранения данных (ЕЦХД) «в целях реализации служебных обязанностей», например, для поиска лиц, находящихся в розыске или под административным надзором.

В постановлении суда указано, что в отношении Поповой алгоритм распознавания лиц не применялся, её личность была установлена сотрудниками полиции с помощью проверки паспорта. Видеозапись с камер была предоставлена суду самой Поповой, и не была принята в качестве доказательства. В итоге суд решил, что права Поповой не были нарушены.

Адвокат «Роскомсвободы» Саркис Дарбинян, участвовавший в подготовке иска, отметил, что суд не ответил на поставленные в нём вопросы, в том числе, о процедуре доступа к данным, хранящимся в ДИТ, и об их сохранности. «Мы надеялись, что процесс позволит ближе познакомиться с регламентами ведомства, которые устанавливают порядок доступа сотрудников правоохранительных органов к биометрическим базам данных, — говорит Дарбинян. — Нам также не удалось выяснить, какие существуют гарантии сохранности этой информации, есть подозрение, что доступ к ней имеют не только те сотрудники, которым это положено по должности».

Система массового распознавания лиц был запущена в Москве в 2017 году, тогда к ней было подключено более 3000 видеокамер. В июне представитель ГУ МВД по Москве рассказал «Ведомостям», что к 2019 г. планировалось развернуть общегородскую систему распознавания лиц для розыска преступников, для чего произвели обновление порядка 40 % из 162 тыс. видеокамер. При тестировании систем распознавания лиц в Москве удалось выявить и задержать 90 человек с помощью 1000 камер, установленных снаружи подъездов жилых домов.

Источник:

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *