Шесть часов без Facebook, Instagram и WhatsApp: как это было

Приблизительно в 18:40 по московскому времени в понедельник, 4 октября, пользователи начали массово сообщать о тотальных перебоях в работе принадлежащих Facebook сервисов — социальных сетей Facebook и Instagram, мессенджера WhatsApp и даже VR-сервисов Oculus. Всеобщая паника усугублялась тем, что альтернативные платформы тоже стали испытывать перебои в работе в связи с перегрузками, вызванными неожиданным наплывом посетителей.

theverge.com

Причиной «цифрового апокалипсиса» стали сбои DNS. В частности, ещё до восстановления работы сервисов появились данные о том, что записи, относящиеся к сервисам Facebook, внезапно были удалены из таблиц глобальной маршрутизации. По сути, Facebook и всё что с ним связано было «удалено из интернета». По данным Cloudflare, незадолго до падения всей сети Facebook наблюдалась активность, похожая на неудачную попытку централизованного обновления маршрутизаторов. В итоге потерялась связь между серверами Facebook и произошла приостановка обслуживания в системе DNS.

По данным журналиста The New York Times Райана Мака (Ryan Mac), проблема усугубилась тем, что доступа к сервисам лишились не только обычные пользователи. Сотрудники компании долгое время не могли воспользоваться служебными инструментами, включая внутреннюю платформу Workplace и прочие средства внутрикорпоративного общения. Кроме того сотрудников пришлось отправлять непосредственно в дата-центры для исправления ситуации вручную, но и здесь их ожидали проблемы — издание сообщило, что помимо серверов веб-сервисов и внутренних инструментов отказала и система электронной безопасности, ограничившая использование электронных пропусков.

По мере того, как пользователи начали переключаться на использование альтернативных платформ, нагрузка на них выросла настолько, что проблемы в работе возникли у Telegram, ВКонтакте, Twitter и «непрофильных» сервисов вроде Netflix, YouTube и даже Tinder. Конечно, все они лишь поприветствовали возросший трафик, но оказались к нему несколько неготовы.

Конечно, сложившаяся ситуация не могла не отразиться на финансовых показателях Facebook. Глава компании потерял более 6 миллиардов долларов, значительно упали акции самой Facebook, причём на фоне общей паники начали падать и акции других компаний, напрямую с группой Facebook никак не связанных. Пострадал почти весь IT-сектор.

Только около 1:00 по московскому времени, то есть спустя почти 6 часов после «падения», компании Цукерберга удалось частично восстановить работоспособность сервисов. Однако некоторые проблемы локально продолжали наблюдаться и после этого — отдельные пользователи пожаловались на невозможность ставить лайки, медленную работу систем и прочие мелкие неприятности, связанные с работой сервисов Facebook. Хотя сама компания заявила о полном восстановлении работоспособности.

Facebook заявила, что причиной сбоя стало ошибочное изменение конфигурации роутеров. При этом компания отрицает хакерскую атаку или попытку добраться до данных пользователей. Сам Марк Цукерберг (Mark Zuckerberg) публично извинился за произошедшее. «Прошу прощения за сегодняшнее нарушение работы — я знаю, как сильно вы полагаетесь на наши сервисы для того, чтобы сохранять связь с людьми, которые вам дороги» — заявил он в своём блоге.

Добавим также, что данная ситуация показала уязвимость современного интернета перед подобными глобальными сбоями столь огромных сервисов. Как только люди лишись доступа к привычным сервисам, они стали искать альтернативы. И всё было бы хорошо, если бы эти альтернативы были готовы к резкому наплыву новых пользователей. Но это не так, а потому сбой в Facebook мог привести к «падениям» многих других сервисов. Но к счастью этого не произошло.

Источники:

Ответить

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *